СОМНИТЕЛЬНЫЕ ДЕБИТОРСКИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

При подготовке декларации по налогу на прибыль предприятий в профессиональных кругах активно обсуждаются сомнительные дебиторские задолженности. Какие действия будут влиять на декларацию ежемесячно и что необходимо декларировать в последнем месяце отчетного периода?
#1
Прежде всего, на практике важно различать дебиторскую задолженность, возникшую из не полученных от покупателей средств до 31.12.2017 г. (старые дебиторы), от дебиторской задолженности, возникшей после 01.01.2018 г. (новые дебиторы), поскольку применение НПП будет совершенно иным.
Ссылка на то, что делать со старыми дебиторами, содержится только в переходных положениях Закона о налоге на прибыль предприятий, где разъясняются ситуации, когда необходимо обращаться к статье 9 Закона о налоге на прибыль предприятий, которая говорит о безнадежных долгах, а именно, в случаях, если происходит прямое списание таких дебиторских задолженностей в убытки (расходы) или если списываются ранее созданные резервы по этим дебиторским задолженностям.
Таким образом, фактически действия со старыми дебиторами, возникшими до 31.12.2017 г., и новыми дебиторами, возникшими в период с 01.01.2018 г., будут иметь различные последствия. Необходимо понимать дальнейшие шаги.
#2
В части 1 статьи 9 Закона о налоге на прибыль предприятий установлено, что налогом на прибыль предприятий облагаются дебиторские задолженности (их часть), по которым создан резерв по сомнительным долгам, если в течение 36 месяцев с даты создания резерва долг не был взыскан или к нему в этот период не применяется освобождение, указанное в статье 9 Закона о налоге на прибыль предприятий.
Следовательно, при создании резервов по сомнительным дебиторским задолженностям допускается 3-летний период, в течение которого можно работать с дебитором: либо взыскать долг, либо завершить все связанные с этим юридические действия для его взыскания.
Однако, если резерв по истечении 36 месяцев все еще будет находиться на балансе, в декларации за последний месяц ближайшего отчетного периода все накопленные суммы должны быть включены в базу, облагаемую НПП, то есть с них необходимо будет уплатить 25% налога на прибыль предприятий. Критерии для освобождения от уплаты НПП аналогичны уже известным и перечислены в части 3 статьи 9 Закона о налоге на прибыль предприятий.
Например, ликвидация дебитора завершена, имеется акт о невозможности взыскания, сумма дебиторской задолженности меньше, чем расходы, связанные с ее взысканием, и т. д.
При создании резервов важно учитывать, что эта норма относится только к новым дебиторам! Резервы, созданные после 2018 года по старым дебиторам, не должны включаться в базу, облагаемую НПП, и налог на прибыль предприятий по ним уплачиваться не будет. Это разъясняется в переходных положениях Закона о налоге на прибыль предприятий.
Также следует учитывать, что резервы по сомнительным долгам, созданные до 31.12.2017 г., должны учитываться отдельно от резервов, созданных с 01.01.2018 г.!
#3
Возможно, неприятно, но факт, что нередко дебиторскую задолженность приходится списывать с баланса, так как нет надежды на ее взыскание. При списании долгов применение НПП также будет отличаться:для старых дебиторов, возникших до 31.12.2017 г. – если соответствуют критериям освобождения, предприятие может уменьшить налогооблагаемую базу в ежемесячных декларациях. Следует также учитывать, что в этом случае налогооблагаемая база по НПП уменьшается на сумму дебиторской задолженности, умноженную на коэффициент 0,75. Если критерии освобождения не действуют, списание старой дебиторской задолженности не повлечет дополнительных расходов по НПП;для новых дебиторов – если соответствуют критериям освобождения, списание этой дебиторской задолженности не повлечет последствий по НПП. В свою очередь, если критерии освобождения не действуют, предприятие должно включить списанную дебиторскую задолженность в налогооблагаемую базу в декларации за последний месяц отчетного года. Важно напомнить, что налогооблагаемая база может быть уменьшена в дальнейшем, если какой-либо критерий освобождения станет актуальным позднее.Исходя из вышеизложенного, ясно, что в случае старых дебиторов предприятие может претендовать на уменьшение налогооблагаемой базы, тогда как в отношении новых дебиторов предприятию, возможно, придется увеличить налогооблагаемую базу по НПП. В обоих случаях определяющим фактором будет соответствие критериям освобождения, перечисленным в части 3 статьи 9 Закона о налоге на прибыль предприятий, однако последствия по НПП будут различными.
старым дебиторам, возникшим до 31.12.2017 – если соответствуют критериям освобождения, предприятие может уменьшить налогооблагаемую базу в ежемесячных декларациях. Следует также учитывать, что в этом случае налогооблагаемая база по НПН уменьшается на сумму дебиторской задолженности, умноженную на коэффициент 0,75. Если критерии освобождения не действуют, списание старой дебиторской задолженности не повлечет дополнительных расходов по НПН;
новым дебиторам – если соответствуют критериям освобождения, списание этой дебиторской задолженности не повлечет последствий по НПН. В свою очередь, если критерии освобождения не действуют, предприятие должно включить списанную дебиторскую задолженность в налогооблагаемую базу в декларации за последний месяц отчетного года. Важно напомнить, что налогооблагаемая база может быть уменьшена в дальнейшем, если какой-либо критерий освобождения станет актуальным позже.
Исходя из вышеизложенного, ясно, что в случае старых дебиторов предприятие может претендовать на уменьшение налогооблагаемой базы, тогда как в отношении новых дебиторов предприятию, возможно, придется увеличить налогооблагаемую базу по НПН. В обоих случаях решающим фактором будет соответствие критериям освобождения, перечисленным в части 3 статьи 9 Закона о подоходном налоге с предприятий, однако последствия по НПН будут отличаться.
И это будут:
1) дебитор является резидентом Латвии или другого государства-члена Европейского Союза или государства Европейской экономической зоны, или резидентом страны, с которой Латвия заключила конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, если эта конвенция вступила в силу;
2) дебитор является государственным или муниципальным капитальным обществом, ликвидированным в соответствии с решением соответствующего учреждения;
3) имеется решение суда о взыскании долга с дебитора и акт судебного исполнителя о невозможности взыскания, а коммерческое общество – дебитор – исключено из регистра предприятий или соответствующего регистра в другом государстве-члене Европейского Союза или государстве Европейской экономической зоны, или стране, с которой Латвия заключила конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, если эта конвенция вступила в силу;
4) имеется решение суда о взыскании долга с дебитора – физического лица – и акт судебного исполнителя о невозможности взыскания;
5) сумма дебиторской задолженности меньше, чем расходы, связанные с ее взысканием, но не превышает 20 евро;
6) взыскание дебиторской задолженности в судебном порядке невозможно по соображениям целесообразности в связи с тем, что сумма дебиторской задолженности меньше, чем расходы, связанные с ее взысканием, если ранее были предприняты меры по взысканию долга, при условии, что сумма соответствующей дебиторской задолженности не превышает 0,2 процента от чистого оборота налогоплательщика за отчетный год, но не более 500 евро;
7) сумма долга не взыскана с дебитора – физического лица, не являющегося связанным с предприятием лицом, путем списания выданного ему займа и при условии, что соответствующая списанная сумма в соответствии со статьей 9 Закона «О подоходном налоге с населения» не облагается подоходным налогом с населения;
8) сумма долга признана в соответствии с реестром требований кредиторов, когда суд утвердил:
а) завершение процедуры неплатежеспособности дебитора – юридического лица, персонального общества или индивидуального коммерсанта,
б) завершение процедуры банкротства дебитора – физического лица;
9) сумма долга в соответствии с решением суда соответствует пропорциональному размеру основного долга, неустойки или процентов, определенному в плане мероприятий по правовой защите в процессе правовой защиты должника или во внесудебном процессе правовой защиты;
10) сумма долга не взыскана с дебитора, деятельность которого приостановлена на основании решения налоговой администрации, и он исключен из коммерческого регистра;
11) дебитор – физическое лицо – умер.
Также следует учитывать нюанс, что при прямом списании старой дебиторской задолженности в расходы (если по ней ранее не был создан резерв) налогооблагаемая база может быть уменьшена, но одновременно должна быть уменьшена и нераспределенная прибыль на 31.12.2017 г.
Надеемся, это было не слишком сложно… Если что, будем рады ответить на Ваши вопросы!
P.S. А уже в следующий раз мы снова поговорим о налоге на легковые транспортные средства предприятий (НЛТСП) – кто и почему должен его платить.
При заказе услуги на сайте Вы получите бесплатное решение
для переноса бухгалтерских данных, чтобы удобнее начать сотрудничество с нами. А также
2 часа бесплатной консультации по улучшению Вашей хозяйственной деятельности!


