ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПРИ АУДИТЕ СГД: 6 СОВЕТОВ

По крайней мере, пока статистика не на стороне предпринимателей, поскольку налоговая проверка, проведенная СГД, в 95% случаев заканчивается доначислением… Аудит может затронуть любого налогоплательщика.
Однако нам много раз удавалось защитить наших клиентов от доначислений, поэтому мы смотрим на эту ситуацию с оптимизмом!
Не всегда возможно узнать, почему было принято решение начать налоговую проверку, поскольку это информация ограниченного доступа. Скорее всего, такое решение связано с возникновением какого-либо риска в отношении налогоплательщика или его партнера, по мнению СГД, подозрительных сделок.
Следует учитывать, что в такую ситуацию может попасть любое давно работающее предприятие. Ошибаются только те, кто ничего не делает!
#1 У вас будет 10 рабочих дней на подготовку
СГД обязана информировать налогоплательщика о начале аудита в письменной форме не менее чем за 10 рабочих дней, указывая дату начала аудита, срок аудита, проверяемые налоги, статьи налоговых деклараций, проверяемые сборы или другие установленные государством платежи и налоговые периоды, а также информируя, будет ли проверяться соответствие трансфертных цен рыночной цене (стоимости) сделки.
Уведомление о решении обычно происходит в системе EDS. Решение о начале аудита не подлежит обжалованию, поэтому добиться того, чтобы аудит не проводился, практически невозможно.
#2 За это время вы еще можете успеть исправиться
После получения уведомления о начале аудита от СГД налогоплательщик может решить добровольно внести исправления или уточнения в налоговые декларации. Такое право предоставлено налогоплательщику до начала аудита. Если налогоплательщик считает, что все представленные налоговые декларации верны и СГД не сможет выявить других нарушений, остается только готовиться к налоговому аудиту, например, привести в порядок бухгалтерские документы, относящиеся к аудируемому периоду, в соответствии с требованиями нормативных актов.
Также, в зависимости от аудируемого налога, необходимо уделить повышенное внимание совершенным сделкам. Например, если будет аудироваться налог на добавленную стоимость, необходимо проверить сделки и партнеров по сделкам в аудируемом периоде и уже на начальном этапе постараться выявить сделки, которые СГД может захотеть углубленно проанализировать или оспорить. Часто самому налогоплательщику, уже при получении уведомления, это ясно.
#3 Вы можете перенести начало аудита
В жизни случается всякое. Например, если у вас уже куплены билеты на Майорку для отпуска, вы находитесь в длительной командировке или есть другие причины, по которым вы как налогоплательщик не можете (или не хотите) допустить начало аудита в установленное СГД время, то у вас есть право просить СГД установить более поздний срок. Хотя СГД не обязана это делать, обычно СГД учитывает обоснованные просьбы налогоплательщиков об изменении даты начала аудита.
#4 Можно запросить разъяснения об изменении условий аудита
СГД может в любой момент по своей инициативе изменить проверяемые налоги, статьи налоговых деклараций, налоговые периоды и т.д. На практике СГД регулярно использует свое право изменять условия аудита, поэтому налогоплательщик не может полагаться на то, что если аудит начат, например, только по НДС, то СГД не будет проверять другие налоги.
Также нельзя обжаловать решение об изменении условий аудита. Обычно СГД, например, меняет проверяемые налоги, если в ходе аудита аудиторы получили информацию, которая вызывает подозрения, что налогоплательщик мог действовать противоправно в отношении уплаты другого налога.
Например, СГД изначально пришла проверять зарплаты, но в процессе аудита, получив противоречивую информацию от опрошенных сотрудников о получении различных скрытых выгод от компании, может начать аудит НДС и ПНП. Таким образом, каждое изменение условий аудита должно быть тщательно проанализировано, и налогоплательщик вместе со своим бухгалтером должен быть в состоянии сделать вывод или выяснить обоснование соответствующего решения СГД, чтобы максимально эффективно реализовать защиту своих интересов в новых условиях.
#5 Результаты аудита могут быть отменены
В общем случае налоговый аудит должен быть завершен в течение 90 дней после его начала. К сожалению, на практике в сложных делах это происходит редко, поскольку СГД регулярно использует свои законные права на продление срока аудита.
Несоблюдение сроков в ходе аудита не может быть обжаловано. Если СГД не соблюдает сроки, это может быть основанием для последующей отмены решения СГД по результатам аудита. В соответствии с судебной практикой, например, проведение аудита дольше установленного законом срока автоматически не делает решение СГД по делу об аудите подлежащим отмене. Однако, если срок аудита превышен, что является процессуальным нарушением, и СГД не может должным образом обосновать причины задержки, решение СГД по результатам аудита в соответствии с судебной практикой подлежит отмене.
Решение СГД по результатам аудита также подлежит отмене, если, например, в ходе аудита СГД решение о продлении срока аудита было принято должностными лицами, не уполномоченными на это. Результат аудита СГД также подлежит отмене, если, например, СГД, приближаясь к установленному законом сроку окончания аудита, запрашивает очевидно несущественную информацию за границей, чтобы таким образом формально получить право продлить срок аудита до 60 дней.
Были также случаи, когда СГД проводила аудит продолжительностью более года, обосновывая это проведением межгосударственной налоговой проверки. Однако, если налогоплательщику удалось получить информацию о действиях, предпринятых в ходе этого налогового аудита, и можно сделать вывод, что сотрудничество с иностранной налоговой администрацией фактически не происходит, а длительное время используется для проведения проверок и действий здесь, в Латвии, то – если налогоплательщик сможет доказать, что налоговый аудит был продлен и проведен необоснованно долго – это может быть основанием для последующей отмены решения СГД.
#6 Вы можете обжаловать решения
Аудит завершается решением должностного лица СГД, которым констатируется отсутствие нарушений в действиях налогоплательщика, либо решением о дополнительных платежах в государственный бюджет. Решение должностного лица подлежит обжалованию генеральному директору СГД. На этой стадии процесса еще в последний раз в рамках учреждения возможен личный разговор с лицами, принимающими решения в СГД. Налогоплательщику рекомендуется использовать это право для обсуждения спорных вопросов и понимания позиции СГД. Желательно пригласить на беседу специалиста, разбирающегося в налоговых административных процессах. Выслушав мнение представителей СГД, можно сделать вывод, стоит ли представлять дополнительные доказательства или разъяснения по делу, и это также необходимо сделать. Если решение генерального директора СГД также неблагоприятно для налогоплательщика, оно далее подлежит обжалованию в суде.
P.S. В следующий раз вы узнаете, о каких 15 рисках каждый бухгалтер должен сообщать в СГД!
При заказе услуги на сайте вы получите бесплатное решение
для переноса бухгалтерских данных, чтобы удобнее начать сотрудничество с нами. А также
2-часовую бесплатную консультацию о том, как улучшить вашу хозяйственную деятельность!


